Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

Категория: Новости
Опубликовано 02 ноября 2012
Печать

Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке принятия профилактических мер.

В ходе настоящей проверки в деятельности должностных лиц администрации районов выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Противодействие терроризму в Российской Федерации согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основывается на основополагающих принципах приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в основе которых лежит системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Основными принципами противодействия экстремистской деятельности согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон №114-Фз) являются: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям – принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ основным направлением противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 114-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности согласно ст. 5 Федерального закона № 114-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Согласно п.7.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Одной из наиболее эффективной формы противодействия терроризму и экстремизму на муниципальном уровне является принятие целевых программ по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма. Наличие целевой программы предполагает бюджетное финансирование мероприятий, определенных в ней, в связи с чем, данные мероприятия носят более эффективный характер.

Между тем, проверкой установлено, что целевые программы профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде на 2013 год, администрациями сельских поселений не приняты и не утверждены. Кроме того, в расходной части бюджета района, денежные средства для проведения профилактических мероприятий и исполнения обязанностей по профилактике терроризма и экстремизма, за истекший период 2011-2012 гг. не предусматривались, что не отвечает требованиям законности в рассматриваемой сфере правоотношений.

В силу концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии с п.40 Концепции, финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Неисполнение должностными лицами администрации, возложенных на них федеральным законодательством обязанностей по противодействию терроризму и экстремистской деятельности может иметь негативные последствия для безопасности населения, а также национальных интересов и безопасности республики в целом.

По результатам настоящей проверки в адрес глав администраций сельских поселений внесены представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности.
 

Старший помощник
межрайонного прокурора

юрист 2 класса Р.Б. Хапаев