Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности

Категория: Новости
Опубликовано 02 ноября 2012
Печать

Ачхой-Мартановской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности органами местного самоуправления и субъектами транспортной инфраструктуры на поднадзорной территории.

Проведенной проверкой установлено, что органами местного самоуправления Ачхой-Мартановского муниципального района допускаются нарушения законодательства в данной сфере.

В соответствии с п.п. 7 и 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ – 131) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ -35) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе и по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, профилактика терроризма), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом) по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Пунктом ст. 5 ФЗ-35 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – ФЗ - 16) одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры органов государственной власти и органов местного самоуправления. Пунктом 4 ст. 9 ФЗ-16 установлено, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» (далее – Указ) рекомендовано органам местного самоуправления и организациям независимо от организованно-правовой формы и формы собственности предоставлять места для размещения населения на транспорте, прежде всего на общественном транспорте, а также имеющиеся технические устройства и каналы связи – для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций и совершении (угрозе) террористических актов.

Во исполнение Указа Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р утверждена и реализуется Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

Реализация Программы предусматривает координацию действий и объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры.

Основными принципами формирования Программы являются, в том числе защита жизни и здоровья населения на транспорте объединение сил и средств субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и организаций, обеспечивающих безопасность населения на транспорте, взаимная ответственность граждан, общества и государства обеспечению безопасности населения на транспорте.

В соответствии со ст. 27 Закона Чеченской Республики от 04.07.2006 № 11 – РЗ «Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования» (далее – закон ЧР № 11-РЗ) организация работы пассажирского транспорта общего пользования в чрезвычайных ситуациях возлагается на органы местного самоуправления или иные органы в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления заранее разрабатывают и доводят до сведения всех транспортных организаций планы работы пассажирского транспорта общего пользования в наиболее вероятных чрезвычайных ситуациях.

Проверка показала, что указанные планы администрацией сельского поселения не разработаны и до транспортной организации – Ачхой-Мартановского филиала ГУП «Чечавтотранс» не доведены и не согласованы, что свидетельствуют о неосуществлении органами местного самоуправления совместно с субъектами транспортной инфраструктуры координации деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Подобное положение дел недопустимо, так как неиспользование органами местного самоуправления предоставленных им законом полномочий по разработке конкретных мероприятий, направленных на создание условий безопасности людей в местах их массового скопления, а также на объектах транспортной инфраструктуры, является нарушением требований подпунктов 7 и 7.1 п. 1 ст. 14 ФЗ-131, п. 4 ст. 3 и ст. 5 ФЗ-35, п. 6 ст. 3 и п. 4 ст. 9 ФЗ-16, ст. 27 Закона ЧР №11-РЗ.

Отсутствие разработанного и согласованного с транспортными организациями плана работы пассажирского транспорта общего пользования в наиболее вероятных чрезвычайных ситуациях, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, может привести к необратимым последствиям.

Изложенное свидетельствует о бездействии администраций сельских поселений и ненадлежащем исполнении служащими органов местного самоуправления своих обязанностей, в том числе и по вопросам местного значения сельского поселения, определенным статьей 6 Устава сельского поселения.

По результатам настоящей проверки межрайонной прокуратурой в Ачхой-Мартановский районный суд предъявлены исковые заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании администраций сельских поселений разработать и согласовать с транспортными организациями план работы пассажирского транспорта общего пользования в наиболее вероятных чрезвычайных ситуациях.


Старший помощник
межрайонного прокурора

юрист 2 класса Р.Б. Хапаев