Ачхой-Мартановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения на поднадзорной территории требований законодательства в сфере выдачи гражданам справок о реабилитации, подтверждающих применение политических репрессий и последующего формирования

Категория: Новости
Опубликовано 30 июня 2012
Печать

Ачхой-Мартановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения на поднадзорной территории требований законодательства в сфере выдачи гражданам справок о реабилитации, подтверждающих применение политических репрессий и последующего формирования заявительских материалов, являющихся основанием для получения денежных выплат.

В ходе проверки проанализирована деятельность ОМВД РФ по Ачхой-Мартановскому району Чеченской Республики, ГУ «Отдел труда и социального развития» и Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Ачхой-Мартановского и Сунженского муниципальных районов.

1. По результатам проведенной в подразделении реабилитации жертв политических репрессий ОМВД РФ по Ачхой-Мартановскому району Чеченской Республики (далее – подразделение реабилитации) про¬верка соблюдения Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее - Закон РФ № 1761-1), выявле¬ны многочисленные нарушения, требующие принятия незамедлительных мер по их устранению.

Так, в нарушение требований Закона РФ № 1761-1 и приказа МВД РФ от 23.11.2011 № 1165 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий», подразделением реабилитации заявления от родственников репрессированного принимаются без предоставления соответствующих документов, то есть без документа, подтверждающего факт смерти репрессированных. В поданных в подразделение реабилитации заявлениях, адрес, по которому должен быть направлен ответ, не указывается. Кроме того, некоторым заявлениям не присвоены регистрационные номера, что указывает на формальный характер учета регистрации заявлений.

Также проверкой установлено, что номера Справок не сходятся с присвоенными регистрационными номерами в заявлении. Подобные нарушения допущены при оформлении многочисленных Справок. В заявительских материалах отсутствуют росписи на копиях, а также нет расписок об их получении. По выявленным нарушениям закона в адрес начальника ОМВД РФ по Ачхой-Мартановскому району ЧР внесено 1 представление, которое в настоящее время находится на стадии рассмотрения.

Согласно представленной ИЦ МВД России по ЧР информации на основа-нии решений судов, установивших факт применения гражданам репрессий, зарегистрированных на поднадзорной территории выдано в период с 2000 года по 01.06.2008 – 10270 справок; в период с 01.06.2008 по 30.04.2012 – 13973 справок.

Сведениями о количестве граждан, обратившихся за получением компенсации, ИЦ МВД России по ЧР и ОМВД РФ по Ачхой-Мартановскому району ЧР не располагает.

2. Установлено, что в ГУ «Отдел труда и социального развития Ачхой-Мартановского района» (далее – Отдел) про¬веркой соблюдения Закона РФ № 1761-1, установлено, что Хаяури А.М. обратился в Отдел с заявлением о выплате денежной компенсации 02.11.2011, однако в заявительском материале отсутствует дата принятого решения Комиссией, то есть установить сроки рассмотрения не представляется возможным, также в данном материале отсутствует полный перечень необходимых документов для получения компенсации. Аналогичные нарушения выявлены в ходе изучения 182 заявительских материалах.

По выявленным нарушениям закона в адрес председателя комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Ачхой-Мартановского муниципального района и начальника Отдела внесены 2 представления, которые в настоящее время находятся на стадии рассмотрения.

3. В ходе настоящей проверки проведена антикоррупционная экспертиза Положения о комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при главе администрации Ачхой-Мартановского муниципального района (далее – Положение о комиссии), утвержденного постановлением главы администрации Гудермесского муниципального района от 01.03.2010 № 73, по результатам которой в содержании Положения о комиссии установлены нормы, способствующие созданию условий для проявления коррупции.

Так, статьей 17 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В целях реализации требований Закона РФ № 1761-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 926 утверждено положение «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» (далее – Положение).

Согласно п. 4 Положения вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее – комиссия), образованными в установленном законодательством порядке.

В соответствии с п. 6 Положения срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации с момента поступления в комиссию до вынесения ею заключения не должен превышать 6 месяцев.

В нарушение указанных норм действующего законодательства в пункте 2.5 Раздела 2 Положения о комиссии не предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

В соответствии с п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

По результатам антикоррупционной экспертизы Положения о комиссии в адрес главы администрации района внесено требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов, которое в настоящее время находится на стадии рассмотрения.

Вместе с тем проведенной проверкой в деятельности Комиссии по восста-новлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Гудермесского муниципального района также вскрыты нарушения законодательства о реабилитации жертв политических репрессий.

4. По результатам настоящей проверки граждане, которые ввиду допущенных нарушений законов не могут быть включены в списки получателей, не установлены.

Всего по итогам проверки выявлено 182 нарушения закона, внесено 3 представления, 1 требование.

Старший помощник
межрайонного прокурора                                                                           А.Р. Шаипов