Можно ли применять к военнослужащему меру пресечения в виде наблюдения командования войсковой части
Определением Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 № 475-0 дано разъяснение положений ст. 104 и 110 УПК РФ и п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В частности рассматривался вопрос касающиеся применения к военнослужащему, который является подозреваемым или обвиняемым, меры пресечения в виде наблюдения командования войсковой части.
По мнению гражданина П., обратившегося в суд, нормы допускают принудительное прохождение военной службы лицами, уволенными с нее, но не исключенными из списков личного состава войсковой части из-за применения к ним такой меры.
Конституционным Судом РФ в этом случае разъяснено следующее.
Избрание подобной меры пресечения состоит в принятии действий, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение лицом обязательств в срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Такая мера принимается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого. Тем самым данное согласие - необходимое условие для ее избрания. Причем оно предполагает, что лицо дает согласие и на ограничение, обусловленное исполнением указанной меры, а также на увеличение установленного срока военной службы.
По смыслу норм отсутствие согласия подозреваемого, обвиняемого на избрание наблюдения командования в/ч - как свидетельствующее о том, что в рамках применения этой меры пресечения не могут быть достигнуты ее цели, - может повлечь избрание другой, в т. ч. более строгой, меры пресечения.
Старший помощник
межрайонного прокурора И. Абуев