Можно ли применять к военнослужащему меру пресечения в виде наблюдения командования войсковой части

Категория: Прокуратура
Печать

Можно ли применять к военнослужащему меру пресечения в виде наблюдения командования войсковой части

Определением Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 № 475-0 дано разъяснение положений ст. 104 и 110 УПК РФ и п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В частности рассматривался вопрос касающиеся применения к военнослужащему, который является подозреваемым или обвиняемым, меры пресечения в виде наблюдения командования войсковой части.

По мнению гражданина П., обратившегося в суд, нормы допускают принудительное прохождение военной службы лицами, уволенными с нее, но не исключенными из списков личного состава войсковой части из-за применения к ним такой меры.

Конституционным Судом РФ в этом случае разъяснено следующее.

Избрание подобной меры пресечения состоит в принятии действий, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение лицом обязательств в срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Такая мера принимается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого. Тем самым данное согласие - необходимое условие для ее избрания. Причем оно предполагает, что лицо дает согласие и на ограничение, обусловленное исполнением указанной меры, а также на увеличение установленного срока военной службы.

По смыслу норм отсутствие согласия подозреваемого, обвиняемого на избрание наблюдения командования в/ч - как свидетельствующее о том, что в рамках применения этой меры пресечения не могут быть достигнуты ее цели, - может повлечь избрание другой, в т. ч. более строгой, меры пресечения.

Старший помощник

межрайонного прокурора И. Абуев